Факультатив-онлайн

Эффективные приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Автор публикации

Зинина Елена Александровна

Цель моего доклада - познакомить с наиболее эффективными приемами развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

«Эффективные приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы».

Одни из самых распространённых выводов, к которому приходит современный педагог, звучит так: «Навык чтения и умение читать — не одно и то же».

Всем нам хочется видеть на своих уроках идеального читателя: внимательного к слову, с активным воображением, умеющего вступать в диалог с текстом, способного видеть в тексте три уровня информации: концептуальную, подтекстовую, фактуальную.

Вместо этого мы все чаще слышим: «Я прочел книгу, но ничего не понял». Причин этому много:

  • Незнакомые слова. 
  • Непривычный строй фраз. 
  • Дети не готовы трудиться.
  • Неразвитость восприятия мира и чувств.
  • Формирование функциональной грамотности призвано разрешить сложившуюся проблему.

Цель моего доклада – познакомить с наиболее эффективными приемами развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

 

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаю приемы, направленные на переработку сплошного текста в несплошной и наоборот. Учащиеся должны научиться понимать язык графика, схемы, диаграммы.

 

  • Опорный конспект. Кластер.
  • «Конкурс шпаргалок». Прием эффективен при изучении нового материала в работе с правилом. Например, при изучении темы «Дополнение» в классе предлагаем детям составить шпаргалку. Чья шпаргалка содержит полную информацию о термине, тот является победителем.
  • «Реставрация текста». Прием используется на уроке систематизации знаний, позволяет выявить уровень усвоения знаний сразу по нескольким направлениям: композиция текста, связь предложений в тексте, синтаксический анализ и т.п. Например, можно перепутать предложения и попросить учащихся восстановить текст. Для восстановления текста можно предложить использовать схемы предложений.
  • Таблица.
  • Маркировка. Учащимся предлагается маркером выделить ключевые слова, термины и т.п., после чего пересказать текст или составить развернутый ответ на вопрос.
  • ФенОмен. Учителем заранее в тексте выделяются маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После предлагается прочитать текст несколько раз. Это средство дополняется находящимся на стенде плакатом с правилом и лежащей на столе ученика карточкой,

дублирующей плакат.

Работая над формированием функциональной грамотности, мы должны использовать не только учебные тексты, но тексты из разнообразных медиа, связанных с жизнью ученика.

  • Афиша. Учащимся можно предложить проанализировать текста афиши фильма, спектакля, рекламу шоу и т.д. и подготовить ответ на вопрос. Например, стоит ли идти на премьеру этого фильма?
  • Веб – страница также содержит текстовую информацию, которую учащиеся не всегда могут интерпретировать. Предлагаю одиннадцатиклассникам скриншот страницы сайта «Решу ЕГЭ», задаю вопросы:

Сайт какой организации изображен на слайде?

Какую помощь вы как выпускник можете получить на данном сайте?

Составьте текст, содержащий ответ на данный вопрос.

Ученики с радостью идут на урок, когда понимают, зачем им это нужно, как в дальнейшей жизни пригодится то, чем они занимаются в школе. Формированию практических навыков способствует такой прием, как ролевая игра.

  • Ролевая игра. Это некая смоделированная жизнеподобная ситуация, в которую погружаются ученики.

Обыгрываем ситуацию « Я покупатель». Показываем ученикам фотографию полки с разными марками одного продукта и спрашиваем: «А что бы купили вы?»

Приступаем к внимательному чтению. Получается, наш разговорный вариант слова, «сгущёнка», перекочевал на этикетки. Как такое могло произойти?

В итоге мы выясняем, что «сгущёнка» и «сгущённое молоко» — разные продукты. Причем первый менее качественный, с содержанием растительных жиров.

Данный пример можно привязывать к конкретной теме. Например, к словообразованию в 6-м классе. Здесь также важно сформировать саму привычку внимательно относиться к языку и надписям, которые нас окружают.

  • Правда или фейк? В соцсетях наши учащиеся встречаются с большим количеством разнообразных текстов, им сложно отличить правду от фейковой информации. Поэтому в сообщениях, которые дети готовят к уроку, все чаще встречаются фактические ошибки. Как разрешить данную проблему, нужно научить различать фейк и правду.

Предлагаем ученикам неизвестное стихотворение А. С. Пушкина «С великим праздником весны». Текст был опубликован в соцсетях, его, возможно, видели ученики, к этому тексту существовала определенная степень доверия.

Предлагаем учащимся определить: фейк или правда? В этом задании мы не даём инструкцию. Мы не говорим о том, каким путём должны пойти учащиеся, только ставим вопрос. Второй вопрос, который можно задать: почему фейки так распространены? Почему тот или иной текст становится вирусным?

Смотрим на подпись — Болдино. Болдинской осенью Пушкин поздравляет читателей с весной. Такой ход мысли формирует внимательное отношение к тексту, нахождение в нём внутренних противоречий.

На втором этапе мы обращаемся к источникам и поисковикам. Подпись под стихотворением указывает на 1827 год, но Болдино — это осень 1830-го. Теперь есть уже два факта, которые указывают на фейковый характер текста.

  • Аналитические и творческие упражнения помогут организовать работу с объемными текстами. Здесь уместны будут такие приемы, как: «Толстые и тонкие вопросы», «Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума», простые вопросы, уточняющие вопросы, интерпретационные (объясняющие), творческие, оценочные, практические и т.д.

У каждого учителя есть свой арсенал методических приемов работы с текстом, главное, чтобы они вызывали интерес и поддерживали желание наших учеников читать, ведь «люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Прокрутить вверх