Факультатив-онлайн

Литература 6 класс

Материал к заданию
«Биография Гоголя»

Биография Гоголя

Выдержки из статьи литературоведа, доктора филологических наук
 Вадима Полонского

*****

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика среднего достатка Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского (от второй части фамилии впоследствии отказался из-за ее, польского происхождения). Детские годы провел в родительском имении Васильевке в атмосфере малороссийских народных поверий, фольклорных традиций и исторических сказаний. Неподалеку располагалась Диканька, к которой Гоголь приурочил действие своих ранних повестей.

Склонность к писательству определилась у Гоголя очень рано. В детстве он сочинял стихи. Многое в душевном складе Гоголя сформировано под влиянием матери – женщины яркой, склонной к истерикам, подозрительной и суеверной. Сыну она дала религиозное воспитание особого рода, в котором духовно-нравственная сторона веры во многом затмевалась переживаниями пророчеств, напряженным страхом перед преисподней и адскими муками воздаяния.

С 1821 по 1828 Гоголь проходит полный курс Гимназии высших наук в Нежине. Здесь художественная одаренность Гоголя ищет разнообразных форм проявления: он занимается живописью, играет в спектаклях, пишет литературные произведения, в самых серьезных жанрах.

О профессиональном писательском пути Гоголь пока не помышляет. В нем рано формируется особая этика долга, благоговейное отношение к высшим авторитетам и представление о своем особом общественном предназначении. Гоголь-гимназист мечтает о «службе государственной», втайне вынашивает планы отъезда в Петербург и деятельности во имя высшего блага.

В 1828 по окончании гимназии Николай Гоголь отправляется в Петербург. Столица его глубоко разочаровывает. Вместо благородных порывов служить «не за страх, а за совесть» Гоголь встретил «людишек», проникнутых духом чинопочитания и своекорыстия. Он вливается в толпу вчерашних провинциалов, скитающихся по углам, хлопочущих о месте и испытывающих постоянные денежные затруднения.

На протяжении1829  Гоголь служит в департаменте под началом известного поэта В.И.Панаева, который вводит его в столичный литературный круг и помогает начать более или менее регулярно печататься: в 1830 в «Отечественных Записках» был опубликован рассказ «Басварюк» (позже повесть была переработана автором и получила название «Вечер накануне Ивана Купала»); чуть ранее, в 1829, начаты или написаны рассказы «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь, или Утопленница». Другие сочинения Гоголь печатал тогда в изданиях А.А.Дельвига, «Литературной Газете». Вероятно, Дельвиг рекомендовал Гоголя В.А.Жуковскому, который принял молодого писателя с большим радушием. Жуковский обратился с просьбой к П.А.Плетневу пристроить Гоголя на службу, и уже в феврале 1831 Плетнев рекомендовал Гоголя на должность учителя в Патриотическом институте, где сам был инспектором. Узнав ближе Гоголя, Плетнев ждал случая «подвести его под благословение Пушкина»; это случилось в мае того же года. Вступление Гоголя в этот круг, вскоре оценивший в нем неподдельный талант, имело большое влияние на всю его судьбу. Перед ним раскрывалась, наконец, перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, – но на поприще не служебном, а литературном. Гоголь вошел в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы: его давние поэтические стремления теперь получили шанс развиваться во всей широте. Личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась предметом поклонения. Служение искусству становилось для него нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято.

Сразу по прибытии в Петербург Гоголь обнаружил, что Малороссия возбуждает в столичном обществе неподдельный интерес. Еще с первых месяцев 1828 Гоголь осаждает мать просьбами прислать ему сведения о малорусских обычаях, преданиях, костюмах, а также «записки, веденные предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописи стародавние» и пр. Все это составило материал для рассказов из малороссийского быта, которые стали началом его литературной славы и были опубликованы в 1831–1832 двумя частями в Петербурге под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Литературная репутация Гоголя устанавливается окончательно, многие угадывают в его таланте силу, которой предстоит совершить переворот в отечественной литературе.

Выход в свет в 1835 сборников «Арабески» и «Миргород» ознаменовал отход Гоголя от романтизма в сторону эстетики нового типа, названной несколько позже «реализмом». Контрастом по отношению к современному провинциальному и столичному мирам стала повесть Тарас Бульба.

Осенью 1835 Гоголь принимается за написание «Ревизора», сюжет которого был ему подсказан Пушкиным. Работа над «Ревизором» продвигалась столь быстро и успешно, что уже в январе 1836 Гоголь читает пьесу на дому у Жуковского в присутствии Пушкина и П.А.Вяземского, а в феврале – марте он уже занят ее постановкой на сцене театра. Так реализовались, с одной стороны, идущая из детских лет гоголевская страсть к театру, с другой – с юности одушевлявшая его гражданская устремленность и идея борьбы с общественными пороками.

Первая критика пьесы откровенно недоброжелательная. Гоголя обвинили в клевете на Россию. Тяжело переживая непонимание своей комедии, Гоголь в июне 1836 уезжает в Германию и в общей сложности он провел за границей 12 лет, лишь периодически наведываясь в Россию.

В Европе он продолжает начатую еще в 1835 работу над прозаической поэмой «Мертвые души». Ее сюжет был также подсказан Пушкиным. «Мертвые души» изначально расценивались Гоголем как самое значительное его произведение, однако по мере расширения замысла художественное значение поэмы все теснее сливалось со значением общественным, национальным и даже религиозным: книга, по мысли Гоголя, должна открыть нечто существенно важное для судеб страны и народа.

Продолжая работу над «Мертвыми душами», Гоголь путешествует по Германии, Швейцарии, зиму проводит в Париже, где получает известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее. В марте 1837 приезжает в Рим, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него «второй родиной». Европейская политическая и общественная жизнь была чужда и мало знакома Гоголю; его привлекали природа и произведения искусства, а Рим мог удовлетворить этим интересам идеально. Он изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей. В Риме он усиленно работал над поэмой, закончил повесть «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную впоследствии в «Рим».

Осенью 1839 Николай Васильевич отправляется в Россию, в Москву, где его встречают с восторгом. В Петербурге и Москве Гоголь читает ближайшим друзьям законченные главы «Мертвых душ». Устроив свои дела, опять отправился за границу, в любимый Рим, пообещав друзьям вернуться через год и с готовым первым томом поэмы. К лету 1841 первый том был готов. В сентябре того же года Гоголь поехал в Россию печатать свою книгу. Ее судьба складывалась не гладко. Поэма была представлена сначала в московскую цензуру, которая собиралась совсем запретить ее; затем отдана в цензуру петербургскую и, благодаря участию влиятельных друзей Гоголя, была с серьезными правками дозволена к печати. Поэма была опубликована в 1842 г. в Москве под измененным названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души».

В 1842–1845 Гоголь напряженно работает над 2-м томом поэмы. В 1845 у Гоголя, появляются признаки нового душевного кризиса. Он разъезжает по Франции и Германии в поисках врачей, способных вывести его из тяжелого состояния. В конце июня – начале июля 1845 в состоянии резкого обострения болезни Гоголь сжигает рукопись 2-го тома, объясняя этот шаг тем, что в книге не достаточно ясно были показаны «пути и дороги» к идеалу.

Появление в печати 1-го тома Мертвых душ вызвало в читательских кругах небывалое возбуждение. Гоголь осознается «демократическим» лагерем русской литературы ведущим писателем современности. 1 января 1852 Гоголь сообщает одному из своих знакомых, что 2-й том «совершенно закончен». Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса преследующей Гоголя болезни, которая так и не была врачами диагностирована. Писателя терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемые вновь усиливающимися сомнениями в благотворности собственного литературного поприща. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись второго тома (сохранились лишь пять глав разных черновых редакций). Последние дни жизни Гоголь проводит в чрезвычайно строгом посте и молитве. 21 февраля утром 1852 умирает в своей последней московской квартире в доме Талызина.

Смерть Гоголя вызвала в русском обществе глубокое потрясение. От университетского домового храма Св. мученицы Татианы, где отпевали писателя, до места погребения гроб несли профессора и студенты университета. Похоронен Гоголь был в Даниловом монастыре, в 1931 его останки перенесены на Новодевичье кладбище.

Прокрутить вверх