Русский язык 5 класс
Правописание глаголов
Правописание глаголов — особенности
Глаголы в письменной и устной речи нужны для выражения действия. Правописание форм глагола зависит от спряжения, его лица и числа.
В первую очередь для правильного написания глагола и его окончания нужно определить лицо (и, соответственно, число). Бывают глаголы первого, второго и третьего лица единственного или множественного числа. Число определяется по лицу.
Личной называют форму глагола, которая грамматически выражается в перемене окончания в зависимости от лица объекта или субъекта действия.
Категории лица, времени и наклонения связаны. Однако формы лица есть у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонения.
У глаголов прошедшего времени есть другая категория — род.
Первое лицо — действие совершает субъект говорения:
Я снимаю — мы снимаем.
Я лечу — мы лечим.
Действие второго лица — это действие собеседника:
Ты снимаешь — вы снимаете.
Ты лечишь — вы лечите.
Глаголы второго лица могут иметь и повелительное наклонение:
Ты сними — вы снимите.
Ты лечи — вы лечите.
Третье лицо — действие в этом случае совершается другим субъектом, о нем идет речь:
Она, он, оно снимает — они снимают.
Она, оно, он лечит — они лечат.
Правописание личных окончаний глаголов зависят от спряжения, то есть от изменения глаголов по лицам, числам и другим категориям.
Глагольные окончания в зависимости от спряжения
Глаголы в зависимости от спряжения можно разделить на две большие группы. Правописание во многом будет зависеть именно от правильного определения спряжения этой части речи. Чтобы определить спряжение — поставьте глагол в начальную форму и задайте вопрос: что делать? что сделать?
Спряжения глагола — задаем начальной форме вопросы: что делать? что сделать?
Глаголы I спряжения
Глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ють, -чь.
Запомнить: брить, стелить.
Глаголы II спряжения
Глаголы на -ить
Исключения: гнать, дышать, держать, слышать, обидеть, зависеть, видеть, смотреть, вертеть, ненавидеть, терпеть.
| I спряжение (окончания глаголов) | II спряжение (окончания глаголов) | ||
| Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число |
Первое лицо | -у, -ю | -ем | -ю, -у | -им
|
Второе лицо | -ешь | -ете | -ишь | -ите
|
Третье лицо | -ет | -ют, -ут | -ит | -ат, -ят |
Владелец компании предлагает модернизацию производства, он видит, что не все сотрудники поддерживают его идею.
В этом примере три глагола. Ставим их в начальную форму «что делать?»: предлагать, видеть, поддерживать.
Давайте проспрягаем их.
Спрягать — значит изменить глагол по лицам и числам.
Предлагать, поддерживать — глаголы 1 спряжения.
Видеть — глаголы 2 спряжения.
| I спряжение | II спряжение | ||
| Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число |
Первое лицо
| Предлагаю Поддерживаю | Предлагаем Поддерживаем | Вижу | Видим |
Второе лицо | Предлагаешь Поддерживаешь | Предлагаете Поддерживаете | Видишь | Видите |
Третье лицо
| Предлагает Поддерживает | Предлагают Поддерживают | Видит | Видят |
Для грамматически правильного написания личных окончаний глаголов нужно уметь:
- с помощью вопроса поставить глагол в неопределенную форму;
- различать личные формы глаголов;
- использовать навыки спряжения глаголов.
Не забывайте про глаголы-исключения.
Суффиксы глаголов
Знание суффиксов поможет, например, при морфологическом разборе слова.
Морфема, которая чаще всего стоит в слове после корня, называется суффиксом. Суффиксы нужны для образования новых по значению слов или новых форм слов.
- Большую группу слов помогают образовать суффиксы -ова-/-ева- и -ива-/ -ыва-. Чтобы определить, какой суффикс необходимо писать, нужно снова вспомнить про форму глагола 1 лица.
Если глагол оканчивается на -ую/-юю, то в прошедшем времени и неопределенной форме используем суффикс -ева- или -ова-.
Польку с партнером я не танцую — образуются глаголы: танцевать и танцевал.
Суффикс -ива-/ -ыва- напишем, если в форме 1 лица глагол заканчивался на -иваю/-ываю — в неопределенной форме и в форме прошедшем времени.
Я не выговариваю эту букву — перед нами глаголы: выговаривать, выговаривал.
- Суффикс -ва- глагола не вызывает трудности при написании. Он ударный всегда и во всех словах и случаях. Перед суффиксом -ва- напишем ту букву, которая слышится в корне слова под ударением.
Запеть — запевать.
Повелеть — повелевать.
Устареть — устаревать.
- С помощью суффикса -ен (ене) — образуются слова действия от существительных, суффикс сохраняется и в причастии, образованном от глагола.
Стекло — стекленеть — стекленеющий; лед — леденеть — обледенелый, столб — столбенеть — столбенеющий.
- Суффикс -л- Перед суффиксом -л- напишем ту же гласную, что пишем в неопределенной форме у этого глагола перед -ть.
Собака лаяла на дерево. Я кричу: «Прекрати лаять!».
По телевизору часто показывали людей, которые верили в пришельцев. Наверное, если реже показывать, то и верить будут меньше.
Гласные е/и в суффиксах глаголов.
Глаголы называются переходными, когда их действие направлено на объект, и выражено это в винительном падеже без предлога. Непереходные глаголы не требуют при себе предмет для совершения действия.
- В переходных глаголах с приставкой обез/обес пишется суффикс -и-, а в непереходных -е-.
Участок под застройку давно уже обезлесели. Но стройка обессилила хозяев.
Сложные, трудные случаи употребления глаголов приведены в таблице для удобства запоминания.
Глаголы 1 спряжения | Лаять, веять, блеять, сеять, таять, реять и лелеять; маяться, надеяться, кашлять, каяться, чуять. | Собака лаяла. От окон напротив веяло холодом. Школьники маялись над домашним заданием, надеялись и чуяли, что учитель не придет. Она сильно кашляла на уроке. | Примечание: эти глаголы оканчиваются на -ять, спрягаются соответственно, так как это глаголы 1 спряжения (ошибочно слышатся другие буквы).
|
Глагол 2 спряжения | Клеить, строить.
| Я клею опавшие листья в альбом. «Клеишь? А Милана клеит лучше», — сказала мама. Сегодня мы построим башню из кубиков. Возможно, из кирпичей они построят башню быстрее. Но, если честно, строите вы не очень качественно. | Прим.: глаголы на -ить, спрягаются соответственно глаголам 2 спряжения (ошибочно слышатся другие буквы).
|